Томские изобретения
Томские изобретения в ХХI веке

Томские изобретения в ХХI веке

Жидкое стекло, фантастический дельтакат, 3D-очки, нанобинт и суперкастрюля - все это не футуристические концепты, а вполне реальные проекты, которые придумали томские изобретатели. Вероятно, к концу ХХI века список этих изобретений многократно умножится - ведь хорошие традиции стоит развивать!

Алексей Поляков, Генеральный директор группы компаний Triaxes: О развитии 3D в России и мире

Успех 3D, как самой технологии, так и ЗD-контента, отмечен не только экспертами, но и финансистами рынка. Уже сейчас говорится о том, что с ним связано не только будущее киноиндустрии, но и телевидения.

О том, какие новинки нам готовит дальнейшее развитие ЗD-технологий, НСМИ рассказал основатель и Генеральный директор группы компаний Triaxes, Алексей ПОЛЯКОВ.

Сейчас в мире 3D воспринимается как следующий этап развития кино и телевидения. Надо отметить, что это не первая волна интереса к 3D. Стереокино было весьма популярным в 60-е годы и в Советском Союзе, и в США. Отличие 3D нашего времени в том, что технологическое развитие цифровых технологий и передачи изображений высокого разрешения, делают возможным показ 3D и в большинстве кинотеатров, и дома.

Судя по открытым статистическим данным, в России уже больше половины тридцатки самых кассовых новых фильмов выходят в прокат в 3D формате и генерируют большую часть кассовых сборов.

Для дальнейшего развития 3D TV нужно решить две глобальные проблемы, суть которых выражена в вопросах «Что показывать?» и «На чем показывать?» Программные инструменты, разработанные нашей компанией, призваны решать первый вопрос. Решение второго вопроса в компетенции компаний - производителей телевизоров и дисплеев. Перспективы развития 3D я вижу в отказе от использования специальных очков и развитии технологии универсального формата 3D трансляции.

Тем не менее, в ближайшее время технология и телевизоры, использующие очки для просмотра 3D, будут активно использоваться и популяризироваться. В том числе и потому, что компании, занимающиеся разработкой этой технологии, вложили немалые средства в их развитие, которые должны быть окуплены. Однако технология «3D с очками» - это промежуточный этап. Можно провести аналогию с тем, как быстро исчезли из потребительского оборота пейджеры после появления сотовых телефонов. Многие специалисты высказывают мнение, что через два-три года, по крайней мере, в сфере телевидения и домашних кинотеатров, начнет доминировать технология показа «3D без очков».

Обратите внимание, что сейчас в рекламе ЗD-телевизоров, как правило, умалчивают о том, что зрителю придется надевать очки для просмотра видео. Распространение технологии и оборудования для «безочкового» просмотра 3D станет следующим по-настоящему серьезным этапом в способах передачи изображений. Вот тогда и наступит настоящая «Эра 3D», но не раньше. Сейчас же зрители видят «безочковое» 3D только на выставках.

На открытии выставки NAB Show- 2011 выступал Джеймс Кэмерон. Он говорил о том, что 3D надо снимать и воспринимать его не просто как аттракцион. 3D уже сейчас должно стать настоящим искусством, потому что в нем - наше будущее и для телевидения, и для киноиндустрии. Также г-н Кэмерон отметил, что 3D должно быть и будет без очков. Но на многих стендах этой выставки были представлены демонстрации ЗD-технологий с очками - камеры, карты захвата, дисплеи, способы подготовки контента. Все это воспринимается уже как данность. И было всего несколько стендов, показывавших отдельные компоненты технологии показа 3D без очков. С гордостью могу отметить, что на стенде нашей компании можно было увидеть полный действующий тракт 3D TV вещания без очков, включая видеосъемку, трансляцию, прием и показ на телевизоре с диагональю 52 дюйма. Причем прямо на стенде мы конвертировали видео, отснятое ранее в формате «3D с очками» в формат «3D без очков», и тут же показывали на экране, вызывая восторженные возгласы и удивление наших зрителей. Поэтому после этой выставки у меня создалось впечатление, что в области «безочкового 3D» мы «впереди планеты всей».

Что касается конкуренции на рынке 3D, то мне сложно судить о рыке 3D в целом. Мы концентрируемся на разработке следующего этапа развития технологии - «3D без очков». В книге Нордстрема и Риддерстралле я встретил такое определение слова «конкуренция», имеющего латинское происхождение, - это «желание участвовать в одной гонке с другими» или «совместный поиск». Думаю, что в нашем случае это очень подходящее понимание существующей вокруг нас конкурентной среды. Ибо компаний, делающих что-то подобное нам, пока совсем немного, и мы рассматриваем их в большей степени как партнеров, вместе с которыми создаем и продвигаем технологию будущего.

Проблема, которую сейчас решают разработчики, состоит в стандартизации способов передачи 3D изображений. На мой взгляд, актуальной задачей здесь является обеспечение обратной совместимости с существующими телевизорами. Добавление еще одного измерения к изображению для потребителя должно быть реализовано так же, как был добавлен цвет в черно-белые телевизоры. Используемые же сейчас технологии передачи 3D этого не позволяют. Для просмотра телевизионных ЗD-каналов нужно установить специальное оборудование: на обычном современном телевизоре такой канал не посмотришь. На мой взгляд, «правильный» ЗD-канал должен быть организован таким образом, чтобы на обычном телевизоре его можно было смотреть как обычный 2D телевизионный канал. На телевизоре типа «3D с очками» должна быть возможность посмотреть канал в режиме «3D с очками», а если телевизор поддерживает функцию настоящего 3D без очков, то зритель должен смотреть изображение в полном объеме.

Способы, которыми можно реализовать такой канал уже есть. С нашим партнером - Московским Телевизионным Институтом (МНИТИ), мы показывали прототип универсального 3D вещания на выставке «Связь-Экспокомм - 2011». В тестовом режиме канал транслировался с телебашни в DVB-T формате. На нашем стенде был организован прием и показ на ЗD-телевизорах без очков.

Интересно, что канал был принят и некоторыми жителями Москвы - на YouTube можно найти фрагменты записи трансляции, которые были сделаны такими энтузиастами.

«Настоящего» 3D-контента мало. То, что сейчас называют ЗD-вещанием - это больше похоже на тестовые включения. Несмотря на то, что много новых фильмов снимается в формате 3D, заполнить телевизионный канал ЗD-видеоматериалом сложно. Для того чтобы проблемы с 3D контентом не было, практически все видео должно сниматься 3D камерами.

Один из руководителей Sony сказал примерно следующее: «3D снимать не сложно, сложно снимать хорошее 3D». Эти слова точно выражают мысль, которая беспокоит многих специалистов индустрии. В погоне за возможностью прилепить лейбл «3D» и увеличить продажи, большое количество контента делается откровенно халтурными способами. Особенно это проявляется в области преобразования обычного 2D видеоматериала в 3D формат. На рынке появились магические «автоматические» преобразователи, которые чудесным образом добавляют новое измерение. «Умельцы» из видеостудий предлагают «дешево и сердито» перевести 2D в 3D формат подручными средствами.

Выплескивание такого контента на зрителя может дискредитировать саму идею новой технологии. Отсюда же возникают спекуляции на тему вредности 3D и т.п. К сожалению, анализ видеоконтента некоторых «3D каналов» показывает, что они передают лишь грубую имитацию 3D.

Наша компания - Triaxes, уже более трех лет разрабатывает программное обеспечение для подготовки 3D контента. Наконец, на выставке NAB Show-2011 мы презентовали наши первые программные продукты и оборудование для подготовки и приема 3D видео. Тот факт, что собственные разработки мы довели до уровня «Продуктов», которые мы можем, наконец, предложить и на российском, и на мировом рынке, вызывает у меня определенную гордость, поскольку процесс превращения некой технологической находки в готовый к употреблению продукт - это 90% усилий. И мы сумели пройти этот этап. Сейчас, совместно с партнерами, мы формируем свои предложения для рынка. Именно поэтому нам сложно определить, какую долю мы занимаем на рынке «безочкового» 3D... Ведь этот сегмент рынка только начинает развиваться. Вполне возможно, что-то изменит развитие спортивного 3D вещания.

Реклама, снятая в 3D, также может оказаться двигателем «безочковой» технологии. Ведь уже сейчас есть оборудование, способы подготовки и ее показа в 3D формате «без очков». Оборудование для показа 3D «без очков» пока еще довольно дорогое для того, чтобы поставить дома, да и видеоматериала для домашнего просмотра в формате «без очков» пока не много. Использование же «безочковых» ЗD-систем для показа рекламы и ЗD-видеотрансляций в общественных местах - уже сегодня возможно и вполне реально. Могу отметить, что мы уже выполнили ряд инсталляций «безочковых» систем 3D показа в Москве, Томске и Казани. Это полноценные, действующие системы. Таким образом, «настоящее 3D» - уже реальность, и есть все основания прогнозировать дальнейшее развитие этой технологии.

 

Источник: АРПП